Торговля

Торговля является важнейшей отраслью экономики области, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения, так и на развитие производства потребительских товаров. По итогам 2017 года розничный товарооборот составил 146,3 млрд. рублей. Объем реализации пищевых продуктов за прошлый год вырос на 5,9% к уровню 2016 года, что обеспечило Томской области 2-е место в рейтинге регионов СФО по динамике розничной торговли продуктами питания (наибольшему значению – наивысший рейтинг).

Торговое обслуживание населения Томской области осуществляет  более семи тысяч магазинов. Сегодня в регионе представлены все торговые форматы: федеральные, региональные и местные торговые сети, торговые центры, магазины «у дома», розничные рынки, ярмарки, павильоны и киоски. На территории области функционирует торговые сети, такие как «Фуд Сити», «Абрикос», «Ярче», «Радуга Вкуса», «Спар», «METRO Cash&Carry», «ЛЕНТА», «Компания Холидей», «Магнит», «Пятерочка», «Мария – Ра», «Быстроном», «Спортмастер», «Декатлон», «НОВЭКС», «Золушка», «Постелька» и многие другие. Развитие инфраструктуры потребительского рынка положительно влияет на объем розничного товарооборота.

Количество объектов местных и региональных торговых сетей за 2017 г. увеличилось на 63 единицы («Ярче» - 30, «Магнит» - 14, «Мария-РА» - 13,  «Абрикос» - 1, Группа компаний «Холидей» - 2, «Территория тайги» - 3).

Значимыми событиями для потребительского рынка Томской области в 2017 году стало открытие следующих объектов:

-           фирменный магазин компании «Деревенское молочко»,

-           гипермаркет «Стройпарк»,

-           первый магазин натуральных продуктов «САВА»,

-           мебельный гипермаркет - «Мебель Парк Гипер»,

-           вторая очередь торгового центра «СМАЙЛcity»,

-           гипермаркет спортивных товаров французской компании Decathlon («Декатлон»),

-           универсальный рынок «Нахимовский»

Одним из основных показателей развития торговли является обеспеченность населения торговыми площадями. В целом наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает географическую доступность товаров для населения, т.е. возможность приобрести товар, затратив разумное время и другие ресурсы на получение доступа к нему.  Фактичная обеспеченность населения торговыми площадями на 1000 человек по области превышает Норматив минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов более чем в 2 раза.

Для создания благоприятных условий для реализации местной сельхозпродукции с 2009 года регулярно проводятся ярмарки выходного дня. В настоящее время функционирует 16 площадок по проведению ярмарок выходного дня. Основными участниками ярмарок являются: Первомайский, Кожевниковский, Кривошеинский, Зырянский, Асиновский, Шегарский и Томский районы.  За 2017 год проведено  1304 ярмарки выходного дня. Количество занятых торговых мест увеличилось на 349 ед. относительно 2016 года и составило 40849. По итогам года объем реализованной на ярмарках выходного дня продукции составил 139,0 млн. рублей.

На территории муниципальных образований регулярно проводятся тематические, сельскохозяйственные ярмарки, приуроченные к разнообразным праздникам и другим знаменательным датам, действуют универсальные ярмарки. Особенностями данных мероприятий является одновременное привлечение большого количества продавцов, а также сопровождение процесса торговой деятельности культурно-массовыми мероприятиями.

Опубликовано:2015-06-10 17:10 | Обновлено:2015-06-17 11:56